Мелойгуба. Часовня Николая Чудотворца.

Республика Карелия. январь 2011

 

"...«Поставлена сия часовня во имя Николы Чюдотворца лета 7201 го года месяца майя в 3 день I построил сию часовню раб божий Иоан Софоньтев сын Шестаков (поно)влена тысеща семсот двадеся-того году марта в 4 (?) день»...
Таким образом, надпись сообщает даты постройки часовни (1693 г.) и ее поновления (1720 г.)."
Платонов В.Г.

"..Мелойгуба труднодоступна. Дороги к ней давно перестали существовать. Вода сегодня - единственный способ добраться до заброшенной деревни..."
Карелия-трофи

"только по воде" ? ... ну, похоже, нам именно сюда ;-)

Дорога
Деревня Мелойгуба
Часовня Николая Чудотворца
Наши потери

Фотографии (с) Андрей Y60

Трек (OZI)

Сложившаяся традиция отмечать 7 января где-то в снегах заставляет меня каждый год искать новые интересные и труднодоступные для посещения места.
В этот раз, напоровшись в сети на старый отчет "Карелия Трофи" о провалившейся попытке добраться до Мелойгубы на машинах, я предложил Волку поехать именно туда и закончить начатое ими.
Обычно в на 7 января мы ездим вдвоем, но в этот раз с нами поехал Patrol Y60 под управлением Андрея и его штурмана.
Дорога до Медвежъегорска заняла около 22 часов. Нам "везло" на ГИБДД - тормозили на каждом блок-посту с обязательной проверкой всех документов. Плюс на трассе М18 почему-то перестали отпускать салярку за рубли. Только по каким-то там "талонам". В поисках заправки пришлось рулить в Медвежъегорск, хотя первоначальным планом было зайти от М18 на Шайдома-Каппесельга-Уница-Черкасы по "длинному пути" с осмотром достопримечательностей и красот природы.
Не вышло. Но маршрут мы все же удлиннили, зайдя на Черкасы с Р-17 через д.Федотово по местным не чищеным грейдерам.
Дорога получилась живописная и интересная.
От Черкасов в сторону Мелойгубы по карте идут две дороги : "советская" по берегу Тютерьгубы и "финская" по Мавденьгубе. От "советской" дороги практически ничего не осталось. Участок от Черкасов до полу-развалившейся пристани Тютерьгубы. "Финская" же дорога наоборот, отлично читаема на местности и на спутнике. Двигаемся по ней.
Пройдя около полутора километров устраиваем лагерь на поляне. Время около часу дня и нам нужно выспаться до завтра. Ну, конечно, мы не только "спали"..., но следующим утречком бодренько пошли в бой.
Дорога заросла, но двигаться по ней вполне возможно. Участники предыдущего штурма из "Карелия Трофи" прилично пропилили дорогу. Это был большой плюс для нас. Минус был в том, что практически все, что они спиливали - бросали тут же под колеса. За время эти бревна вошли в почву и задубели там, торчащие как невысокие противотанковые загорождения. Они втыкались и набивались в подвеску, мешая продвижению вперед. Приходилось выбивать их и оттаскивать с дороги.
По пути мы нашли потерянный кем-то из предыдущей экспедиции багажник, рекламную наклейку какого-то автосервиса в Петрозаводске, пустые пивные банки и прочий мелкий мусор.
В общем-то главную проблему представлял для нас висящий в нескольких метрах от земли снег. Чуть тронь деревцо и на тебя обрушивается пара десятков кг. Патрол засыпало так, что лобового стекла небыло видно. Тогда парни придумали хитрость : посадили штурмана на капот, выдали ему длинную жердь с рогаткой на конце и как только машина приближалась к дереву, штурман тряс этой жердью за ветки, осыпая снег не на машину, а перед ней.
Дело пошло. Скорость увеличилась. По немногу мы продвигались вперед по следам "Карелия Трофи".
Пересекли свежий след от снегохода Буран. Пока размышляли над этим - показался сам снегоход с владельцем. МЫ немного пообщались, почерпнули интересную информацию и он поехал по своим делам, а мы поползли дальше.
Медленно продвигающийся по лесной дорожке Патрол, наглухо заваленый снегом, вызывал у меня ассоциации с немецким танком под Москвой зимой 41-го.
Постепенно мы добрались до места, которое стало конечным для авто-экспедиции "Карелия Трофи". В отчетах участников упоминается какое то "болото", послужившее точкой разворота. На самом деле "болото" - вышедшие из берегов траншеи вдоль основной дороги. Видимо, забившийся в свое время водопропуск. Мы без особого усилия прошли этот участок. Длина его реально меньше длины полностью растянутого лебедочного троса. Далее насыпь дороги снова идет вверх. Но именно на этом месте закончились следы машин. Странно, что такое препятствие остановило кучу народа на подготовленой технике...
Стемнело. Мы приближались к предполагаемому перекрестку слияния "финской" и "советской" дорог.
"Финская" уходила правее вверх - на Юнозеро. По плану дальше мы должны были ехать по "советской".
Увы. Заломив обратную "шпильку" дорога постепенно растворилась в лесу. Взяв азимут, мы проехали меж деревьями еще около 200 метров и вышли в место слияния двух дорог. ЭТО ВСЕ ! Небольшой перекресточек, обросший со всех сторон мощным лесом и кустарником. Никакого намека на дорогу или даже тропинку.
Прочесав лес в обоих направлениях предполагаемой "дороги", ничего не нашли. Космоснимок показал то же самое - в этом месте дорога растворяется в лесу и начинает пробивать сквозь деревья только через 1.5-2 км далее. Да. Вот этим и отличается "советская" дорога, заброшеная всего-то в 70-е годы от "Финской", заброшеной после войны. "Это - Наша Родина, сынок..."
Делать нечего. Принимаем решение пропилиться через лес до берега около 100 метров и дальше идти по льду. Это на много ближе, чем пропиливаться километр-два с неизвестным результатом на выходе.
Ценой двух зеркал, одного стекла и одного брызговика выщемляемся на лед. Тут просторно. Темно. Холодный ветер.
Опасаясь трещин, на понижаечке, идем вдоль береговой линии. Маленько очкуем. Несколько раз садимся в переметах и трещинах.
Показался первый дом деревни Мелойгуба. Видна часовня, крыша еще одного дома. УРА ! ДОШЛИ !
Похоже, мы - Первые джиперы тут на машинах ?
Кое-как вскарабкиваемся на берег. Снег плотный - утоптанный снегоходами. Беглый осмотр домов - замки. Часовня - открыта. Пара фоток с колокольни. Все. Ищем где поставить лагерь. Остальное завтра...

В Мелойгубе мы пробыли два дня. За это время Осмотрели часовню, прилегающие постройки и тропинки, окрестности. Ночью поднялся приличный ветер. На машины с грохотом сыпались куски снега , из-за чего мы регулярно просыпались.
На обратный путь пошел мокрый снег. С небольшими приключениями мы по льду вышли к Тютерьгубе, а оттуда к Черкасам.
Чтобы сэкономить время, от Черкасов пошли по "короткому" грейдеру на Кажму.

Для тех, кто решится туда поехать, рекомендую лето. Исходя из рельефа местности, должно быть очень красиво. На всем протяжении пути есть сотовая связь (Мегафон точно работал) и GPRS. В Черкасах несколько жилых домов. Встречаются рыбаки, охотники. Недалеко родник "Три Ивана". В общем, места обжитые, не пропадете

Rambler's Top100