О. А. СОКОЛОВА
Икона «Успение Богородицы» XVI века из собрания Белозерского историко-художественного музея
Благодарю Ю. С. Васильева за предоставленный для данной статьи исторической материал

Икона «Успение Богородицы» [1] находится в собрании Белозерского историко-художественного музея. Она приобретена музеем в 1989 году у жителя деревни Рогозины Белозерского района Кузьмина Ильи Андреевича. В XIX веке деревня Рогозина относилась к Ан-дозерскому Троицкому приходу Белозерского уезда [2], и икона могла попасть в семью Кузьминых после закрытия храма.

Начало этого церковного прихода восходит к середине XVI века, когда у истока реки Андоги из Андозера основывается монастырь Успения Богородицы (Андогская Успенская пустынь). О начале ее в это время свидетельствует жалованная грамота царя Ивана IV на земли, данные этому монастырю [3].

В 1614 году вотчинные земли монастыря были розданы дворянам в поместья «и из того деи монастыря старцы розбрелись розно» [4]. В 1619 году грамотой царя Михаила Федоровича предписывалось вернуть монастырю ранее принадлежавшие ему земли [5].

В 1647 году Успенский Андогский монастырь был приписан к Кирилло-Новоезерскому монастырю, находившемуся в 22 верстах на острове Красном озера Нового (Новоозера). «Опись... Кирилло-Новоезерского монастыря 1657 года» содержит и описание приписанного к нему Успенского Андозерского монастыря. Приведем частично это описание. «Да того же Новозерского монастыря пустой Андозерской монастырь Успение Пречистые Богородицы на усть Андоги-реки. А в нем вновь поставлен храм клинчатой. А во храму Божие милосердия: образ настоящей Пречистые Богородицы Успение со апостолы, писан на охре; образ преподобного чудотворца Кирила, образ Живоначальные Троицы; образ Пречистые Богородицы Одигитрия, писаны на вохре; пелена у настоящего образа выбойчатая, крест шит полотенной, да свеща поставная древяная с травами...» [6].

Можно предполагать, что отмеченная в описании икона «Пречистые Богородицы Успение» была храмовой, а также является интересующим нас памятником.

В XVIII веке Андогский Успенский монастырь был упразднен, Успенский храм стал приходской церковью. В 1764 году Успенская церковь еще была деревянной с приделом Кирилла Новоезерского [7].

В 1797 году ее заменил каменный храм [8]. По описанию церковных приходов Белозерского уезда середины XIX века приход Успенской церкви в 1831 году был присоединен к соседнему Троицкому приходу, находившемуся на берегу Андозера [9].

История не сохранила сведений о времени постройки первого деревянного храма Успенского Андогского монастыря, но сохранилась фотография Успенской церкви XVII века. Со временем деревянные храмы заменялись каменными, возникала необходимость переноса святых образов во вновь выстроенные каменные церкви, и данная икона также могла первоначально находиться в иконостасе деревянной церкви. Срезанная на сантиметр кромка левого поля может подтвердить смену ее местонахождения. На этом же основании икону можно отнести к более раннему периоду – концу XVI века.

Весной 2002 года икона «Успение Богородицы» поступила на реставрацию в Вологодский филиал Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э, Грабаря.

Под сильно потемневшим, сгрибившимся покровным слоем со множеством царапин, утрат и выбоин скрывался авторский красочный слой слабочитаемого иконографического сюжета «Успения» (облачного), с «восхищенными» (летящими) апостолами. Чуть больше года потребовалось для выполнения консервационно-реставрационных работ и возвращения памятника в экспозиционные залы музея.

По результатам предварительных исследований и проведенных реставрационных мероприятий установлено, что основа иконы изготовлена из двух достаточно широких досок (49,5 и 39,5 сантиметров) сосновой породы, имеющих незначительное общее коробление. Доски качественно склеены в щит и дополнительно скреплены двумя встречными сквозными шпонками. Средник иконы обозначен неглубоким ковчегом. Тонкая льняная паволока прямого полотняного переплетения лежит на поверхности цельным куском и имеет прекрасную связь с доской. В целом подготовка основы исполнена на профессиональном уровне, что явилось одним из факторов удовлетворительной сохранности памятника.

Икона поновлялась, украшалась окладом (ныне утраченным), о чем говорит множество гвоздевых отверстий по ее торцам. Характер поновления носит фрагментарный, щадящий и довольно деликатный характер, что явно просматривается на изображении профиля и правого глаза лика, на склоненной к ложу Богоматери правой фигуре, одеждах фигур. Сплошного слоя записи на памятнике не выявлено, возможно, долгое время (до XIX века) живопись находилась под окладом. Тонкое сусальное золото на изображении фона и полей, положенное по тонкой желтой подкладке, сохранилось слабо. В местах его наложения живопись утрачена. Киноварная надпись на верхнем поле не сохранилась за исключением отдельных микрочастиц пигмента.

При поновлении красочный слой дополнительно покрывался олифой, что в результате плотного неравномерного нанесения повлекло его сгрибленность, пожухлость, а со временем и дополнительное потемнение.

В процессе реставрационных мероприятий с поверхности авторской живописи удалены поздние правки и выполнено расслоение олифы. Открылась утонченная, лессировочного письма [Тонкий полупрозрачный слой краски, наносимый на просохший предварительный слой], живопись удовлетворительной сохранности, повторяющая четкую линию предварительного рисунка. Виден динамичный, профессиональный характер нанесенных мазков кисти опытного мастера. Доминирующими цветами в колорите иконы являются красный, желтый и зеленый, равномерно распределенные по плоскости иконы.

Сюжет иконы распространенный. Центральное место в ней отведено изображению ложа Богоматери. Чуть удлиненная фигура Марии в коричнево-вишневом мафории [Верхняя одежда Богоматери] свободно и красиво возлежит на светло-охристом ложе. Киноварная подушка «горит» в ее изголовье. Свисающий край покрова ложа темно-зеленого колера сверху и снизу украшен светло-охристой каймой. Слева и справа – по шесть апостолов, склоненных к ложу Богоматери. Фигуры Петра, Матфея, Иакова, Иоанна, Даниила, Фомы – по правую сторону, Павла, Фаддея, Андрея, Филиппа, Иоанна, Симона – по левую. В изображении одежды нет сильного разнообразия. В переходной тональности зеленого колера (от темной к более светлой) представлена мандорла. Ее миндалевидная форма чуть заострена, словно указывает на находящуюся над ней округлую сферу с изображением души Богоматери. В ослепительно белых одеждах она возносится ангелами вверх, к вратам рая. В средней части представлен Иисус в желтой одежде, пронизанной золотым ассистом [Роспись одежды золотом]. На одной руке он держит маленькое тело младенца, другой благословляет Богоматерь.

Иконография рассматриваемой иконы имеет черты сходства с иконой «Успения Богородицы» 1660 года из Череповецкого музейного объединения [10]. Над головой Иисуса Христа – изображение ярко-красного херувима. Архитектура палат по краям полей иконы выполнена в упрощенной форме, зеленого и розового цвета. На фоне – изображение апостолов в облаках, несомых ангелами. Облака разной формы, зеленого колера, с рисунками голов животных. У края ложа – неверный Афония и в алом плаще ангел с вознесенным над ним мечом.

Личное письмо на белозерской иконе «Успения» многослойного плотного равномерного покрытия. Раскладка и последовательность наносимых живописных слоев ведется по светло-зеленому санкирю [Первоначальный слой в написании личного письма в древнерусской живописи], колорит которого хорошо виден на изображении глаз, бороды. Светлое охрение лежит сплошным, плотным слоем; над надбровными дугами, на изображении скул, носа, подбородка оно переходит в небольшие по площади высветления. Оживки [Прием нанесения белил в древнерусской живописи] выполнены тонкими короткими линиями белил в 2-3 приема. Пряди волос обозначены белильными линиями и коричневой прорисовкой. Изображения бровей, век выполнены коричневым цветом, зрачки черным. Лики написаны легко, переходы цвета неуловимы. Пигменты основных цветов тонкого помола.

Графическая разработка деталей чрезвычайно активна и отражает огромную творческую энергию мастера. Здесь можно видеть четкое изображение складок одежд с утонченной проработкой пробелов, которыми автор старается подчеркнуть лиричное и утонченное изображение праздничного сюжета.

Рассматривая памятник как отдельное произведение, можно сказать, что писал его зрелый, вполне сложившийся мастер северной школы, знакомый со многими ранее созданными шедеврами иконописи, например рублевского извода [11]. Иконографический образ вытянутости фигур, изображение чуть расширенных лбов апостолов являет отголоски московской школы живописи, ранее известного сюжета «Успения».

Храмовый образ Успенской церкви села Андоги относится к типу так называемых «облачных Успений», встречающихся как в станковой, так и в монументальной живописи. Примером является фреска Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря [12].

В ряду уже опубликованных и известных образов «Успения Богородицы» «Успение» 1479 года из Успенского собора города Москвы [13] является изначальным, древним и наиболее полным вариантом сюжета. По иконографии рассматриваемая икона близка к московскому памятнику, но не является его списком.

Возможно, создавая данный иконографический образ, автор мог быть знаком с кирилловской иконой «Успения» 1497 года [14], ныне находящейся в Государственной Третьяковской галерее, «Успением» начала XVI века из Дмитрова [15], «Успением» XVI в. из Павло-Обнорского монастыря Вологодской области [16]. Можно говорить об иконографической связи этих памятников, о воспроизведении данного иконографического извода. Иконописцы не старались исполнить что-то новое в своих иконах, они переносили уже сложившиеся образы, следуя освященным традициям, но привнося свое творческое видение [17].

По иконографическому образу белозерская икона «Успения» близка к иконе «Успения» из Павло-Обнорского монастыря. При их сравнении выявлены некоторые совпадения в композиционных приемах: в группах апостолов, склоненных к ложу Богоматери, идентичное группирование апостолов, несомых ангелами на облаках, в архитектуре. Форма облаков упрощена, но повторяет изображение голов зверей. Повторяется также изображение Богоматери, возносимой двумя ангелами. Различия в том, что на иконе из Павло-Обнорского монастыря нет ангелов, стоящих у ложа Богоматери, вместе с апостолами представлены по два святителя, а не по четыре, но схож характер написания их крещатых одежд. Не имеют сходства фигуры Афония и ангела.

Вновь отреставрированный образ близок по колориту иконе «Успения» начала XVI века из Успенского монастыря города Вологды18, памятника работы чисто северного вологодского мастера. Разница в том, что цветовая гамма иконы из Вологды написана в контрастных тонах, а рассматриваемый памятник представлен в более теплом, мягком колорите.

Икона «Успение Богородицы (облачное)» из Белозерского исто-рико-художественного музея отмечается профессиональным мастерством исполнителя, а не кустарного мастера северного погоста. Здесь видно, как четко и уверенно иконописец чувствует и лепит форму, применяя знания анатомии. Умелое нанесение складок, четкость формы, лессировочное письмо, выдержанная колористическая гамма, состав пигментов красочных слоев относят созданное произведение к раннему периоду – XVI веку. Икона полна спокойствия, но при этом яркие всплески киновари придают сюжету радость праздника и торжество бессмертия.

Торжественно исполненный храмовый образ прославляет отдаленные глубинки северных городов и еще раз подтверждает сложившуюся традицию – посвящать главные соборы городов и княжеств красивому празднику Успения Божьей Матери. Несомненно, икона северного мастера должна занять достойное место в ряду известных произведений станковой темперной живописи.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Икона «Успение Богородицы». Время – конец XVI в. Размер: 116 х 88,5 см. БКМ №1859. Реставратор высшей категории станковой темперной живописи О. А. Соколова. Публикуется впервые.
2. Богословский Н. Материалы для истории, статистики и этнографии Новгородской губернии, собранные из описаний приходов и волостей // Новгородский сборник. Вып. 1. Новгород, 1865. С. 61–65.
3. Текст этой грамоты частично включен в «наказную память... по делу о незаконной раздаче в поместье вотчины Успенского Андозерского монастыря» 1614 г.(Акты, относящиеся до юридического быта древней России / Под ред. Николая Калаче в а. Т. 2. СПб., 1864. Стлб. 684-686.
4. Там же. Стлб. 685.
5. Копанев А. И. История землевладения Белозерского края XV –XVI в. М.; Л., 1951. С. 69.
6. Опись строения и имущества Кирилло-Новоезерского монастыря 1657 года / Публ. Т. В. Сазоновой // Белозерье: Краеведческий альманах. Вып. 2. Вологда, 1998. С. 139–165. (Описание Андогского Успенского монастыря – С. 159-161, 164–165.)
7. Амвросий. История российской иерархии. Ч. VI. М., 1815. С. 471.
8. Богословский Н. Материалы для истории, статистики и этнографии... С. 61.
9. Там же.
10. Рыбаков А. А. Вологодская икона. М.: Галарт, 1995. С. 52. Икона «Успение» 1660 г. (ЧерМО, инв. № 511/9), поступила из Успенской церкви г. Белозерска. См. в данном альманахе ст. Пуцко В. Г. «Белозерская датированная икона 1660 г. и проблема иконописной традиции в сакральном искусстве Севера России».
11. Лелекова О. В. Художественное наследие // Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. М., 1988. С. 46 – 50.
12. Кочетков И. А., Лелекова. О.В., Подьяпольский С. С. Кирилло-Белозерский монастырь. СПб., 1979. С. 126-127.
13. Толстая Т. В. Успенский собор Московского Кремля. М., 1979. С. 49. Икона «Успение» 1479 г. Успенский собор Московского Кремля.
14. Лелекова О. В. Художественное наследие... С. 46 – 50.
15. Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993. С. 128-130.
16. Рыбаков А. А. Вологодская икона... С. 116.
17. Лелекова О. В. Художественное наследие... С. 46 – 50.
18. Рыбаков А. А. Вологодская икона... С. 130.